Председателю Совета Федерации
Федерального Собрания РФ
Матвиенко В.И. от Верховой Наталии Дмитриевны,
содержащейся в ФКУ СИЗО-6 Москвы
Добрый день, Валентина Ивановна!
Краткое содержание письма:
1. Уважение к позиции.
2. Беззащитность невиновного человека в СИЗО.
а) Последствия ареста
б) Несовершенство законов, регулирующих содержание в СИЗО.
3. Системные дефекты и решения
а) криминализация общества
б) система показателей
в) система наказаний.
4. Шаги по изменению ситуации
а) информационный ресурс
б) работа с органами
в) объединение усилий.
5. Выводы.
_______________
1.
Восхищает Ваше стремление к справедливости и чуткость к людям. Ваша инициатива по уничтожению клеток в судах замечательна. Но на сегодлняшний день это не самое страшное. Нахожусь в СИЗО десятый месяц (стандартная для бизнеса статья 159 УК РФ). В силу своего положения имею возможность анализировать систему изнутри. А в силу образования и опыта способна предлагать решения.
2а.
Главная беда человека, попавшего в поле зрения правоохранительной системы — это беззащитнсть. Право на защиту существует пока, к сожалению, только на словах. Попав в СИЗО, человек теряет всё: работу, доходы, семью, дети остаются без родителей, домашние животные погибают. Все гражданские иски априори проиграны (да и Арбитражный кодекс не считает нахождение в СИЗО уважительной причиной неявки в суд). По кредитам банки начинают опись имущества. Из учебных заведений отчисляют. Более того, на арестованных директоров заводят уголовные дела по невыплате зарплаты уже за период нахождения в СИЗО, несмотря на невозможность что-либо делать из СИЗО. И это речь не о преступниках — речь о людях, которые по закону ещё невиновны. Но уже теряют практически всё.
2б.
Люди, попавшие в СИЗО, выпадют из под защиты Конституции. Они теряют главное: право на защиту и право на невиновность. Жизнь обвиняемых за решёткой регламентируется приказом Минюста №189 от 14.10.05. С точки зрения нормального человека — он абсурден. Цели содержания под стражей прописаны в УПК РФ. И они никак не зависят от количества носков, трусов, возможности рисовать, читать, поддерживать своё физическое и умственное здоровье. Нельзя ничего, что даёт возможность человеку защищать себя и сохранять человеческий облик. Запрещено получать законы, запрещены книги в посылках и передачах, запрещено даже получать на руки ответы органов — их только показывают. О какой состязательности процесса можно говорить, если на стороне обвинения все технические возможности для работы, вся информация, все документы и законодательная база, а у заключенного в СИЗО — лишь ручка, да бумага.
Нормы питания определяются Постановление правительства. Основа питания — каши. Никаких свежих овощей, тем более фруктов. Любой институт питания даст заключение о губительности такого рациона для здоровья. А ведь люди редко проводят в СИЗО меньше года. Невиновные люди. До вступления приговора в силу — человек невиновен. А после вступления приговора в силу он уже едет из СИЗО по месту отбывания наказания.
И главный абсурд: прав, свобод и материального обеспечения у преступников гораздо больше, чем у обвиняемых. Обо всём этом я пишу в блоге freeverhova.ru под тэгами ФСИН, правоохранительная система.
Ещё в 2015 г. Президент в своём Послании привёл цифру: 83% предпринимателей, ставших фигурантами уголовного дела, потеряли свой бизнес. Ситуация не изменилась к лучшему. Люди, попавшие в СИЗО, теряют всё. Пока таковы законы, которые делают вмешательство недобросовестных правоохранителей фатальным для жизни любого человека.
3а.
Правоохранительная система на сегодняшний день, как ни абсурдно это зввучит, занимается криминализацией общества. Лёгкость арестов, отсутствие «заднего хода» системы, практическое отсутствие оправдательных приговоров обрекает арестованного человека на неизбежность признания его преступником. Посмотрите количество досудебных соглашений и процент признательных показаний. Практически всё это — следствие арестов и содержания в СИЗО. Непризнание вины рассматривается не как вероятность невиновности, а как упорство во грехе. Через полгода-год содержания в СИЗО люди теряют социализацию, становятся весьма нелояльными к законам и к правоохранительной системе в целом. Статистика по рецидивам преступлений подтвердит мои слова. Не хотелось бы, чтобы этот процесс зашёл слишком далеко.
3б.
Одним из основных источников болезни системы является система показателей, по которым работает правоохранительная система. За раскрытие преступления платятся премии, даются звания и прочее. Но число преступлений никогда не было достоверным показателем. Что поощряем, то и получаем. Не секрет, что существуют, например, разнарядки на задержания с наркотиками. Вот и получаем абсолютно посторонних людей по наркотическим статьям в СИЗО.
Решение есть. Оно очень простое и технически доступное. Все исходники уже сложились. Практически в каждой гос. службе есть система приёма заявлений с занесением в базу. Конечно, каждой службе оставляем доступ к своему разделу. Получаем очень объективный показатель благополучия территории: число заявлений на одного жителя. Люди, у которых всё хорошо, не жалуются. И отписки органов будут только ухудшать показатели, поскольку рождать новые заявления. А ещё мы получим конкретный массив данных, с которым можно работать и анализировать — где, что и как надо делать.
Только правильная диагностика может дать возможность принятия решения. Нынешняя система показателей ничего не показывает, но переодически взрывается скандалами, когда беспредел вырывается наружу.
Изменив систему показателей практически при отсутствии затрат на это, мы очень быстро получим результаты. Очень быстро. И результаты, которые увидит каждый.
3в.
Существующая система наказаний выстроена на основе мщения. И при этом сильно зависит от факторов, к закону отношения не имеющих: отношений со следствием, с судьями, квалификации адвоката, общественного резонанса, политической ситуации и т.д. В результате мы получаем, по сути, лотерею приговоров, когда порой за убийство дают меньше, чем за кражи. Про ст.159 УК РФ, позволяющую с легкостью разрушить любой бизнес, разговор отдельный. Лучшее, что можно сделать — отменить её вообще. Но это — отдельная тема.
Система наказаний исполняет поставленную цель: наказать. И выходят из мест лишения свободы озлобленные, ни во что не верящие люди с оборванными социальными связями и не способные жить в обществе.
Но государство должно быть не озлобленным мстителем, а разумной структурой, формирующей своё будущее. А значит, цель «наказания» должна быть другой: выпустить в общество полноценного его члена. А при такой цели очевидно, что и система наказаний должна быть другой: обучающей и социализирующей.
Абсолютное большинство осуждённых по «наркотическим» статьям и понятия не имеют о профориентации, не знают — кем им хочется быть и чем заниматься. Понимаете?
И так же, как нельзя впервые судимого отправлять в колонию, так и нельзя людей прямо из колонии выпускать на волю. Необходимо создавать буферные зоны в обязательном порядке: исправительные работы, исправительные центры, поселения. Человек должен социализироваться до выхода на свободу.
У нас умер институт взятия на поруки коллективом, но он вполне может быть возрождён, как один из самых эффективных инструментов перевоспитания. Нельзя каждый синяк лечить ампутацией. И нужна политическая воля, чтобы изменить ситуацию.
4а.
С момента ареста я пишу ежедневно. Информация, анализ и решения публикуются у меня на сайте freeverhova.ru.
Информация дублируется в социальных сетях, и можно заметить закономерность: кто не сталкивался в жизни с подобным — просто не могут поверить, что такое может быть. Кто сталкивался — подтверждает и поддерживает. И огромное количество людей видят, что всё правда, что уровень беспредела зашкаливает, что законодатели, похоже, просто не в курсе истинного положения дел.
Мой сайт даёт актуальную информацию из первых рук. Да, я понимаю — чем рискую, предлагая Вам воспользоваться этой информацией. Но для мения очень важно — что и как будет дальше в нашей стране. И я готова действовать, несмотря на текущее положение. Заходите на сайт — более достоверной информации из СИЗО пока нет.
4б.
Находясь в СИЗО, я, конечно, пишу разные жалобы в разные органы, обращая их внимание на различные нарушения закона. И, соответственно, имею большую коллекцию отписок. Это богатая иллюстрация системы показателей и круговой поруки. Изменение системы показателей решает и эту проблему. Институт уполномоченных сейчас работает с перегрузом, поскольку уполномоченные по правам вынуждены точечно помогать людям, что не оцень эффективно.
4в.
Предлагаю объединиить усилия гос. органов, уполномоченных по правам, прессы, различных фондов и правозащитных организаций в системном изменении ситуации. Не обязательно попадать за решётку, чтобы понять — что делать. Можно воспользоваться нефильтрованной информацией оттуда. Мой сайт — один из достоверных источников, есть и другие источники. На прокуратуру пока надежды нет. Вот и пишут люди из-за решётки, куда только могут. Стоит только сказать: «О нарушении закона за решёткой пишите сюда», — и Вы будете завалены почтой из СИЗО и зон. А с этой информацией можно работать предметно. Для начала — информации в моем блоге более, чем достаточно.
5. Выводы
5.1.
Правоохранительная система нуждается в доработке. Система показателей должна реально отражать благополучие населения. Необходимо разорвать связку: следствие-прокуратура-суд, которые не противоречат друг другу даже в случаях явного нарушения законов. Судебная реформа не решит этой проблемы, хотя, безусловно, усложнит коррупционные схемы.
5.2
Без изменения системы показателей, без обладания объективной информацией, все действия не достигают цели, не сфокусированы. Решение проблем системы лежит вне её. Число жалоб, отнесённое к количеству населения на территории — объективный показатель, который нельзя сфальсифицировать и замолчать. Онлайн-технологии работы с жалобами гарантируют это. Нельзя лечить без диагноза. Но правильно поставленный диагноз — уже половина успеха.
5.3.
Необходимо изменить гулаговский принцип отношения к людям за решёткой. Необходимо привести правила для обвиняемых в соответствие с Конституцией, изменить концлагерные нормы питания, запретить аресты по статьям, не связанным с насилием и гос. изменой.
5.4.
Дорогу осилит идущий. Мой Манифест опубликован у меня на сайте. Впереди большая работа. Надеюсь на Ваше неравнодушие и желание изменить жизнь в стране к лучшему. Готова участвовать в любой форме. Буду благодарна за ответ.
Да, и заходите в гости — СИЗО-6 в Москве.
P.S.
Это письмо пойдёт к Вам многими путями. Рано или поздно попадёт к Вам в руки. Надеюсь, что быстрее всего сработает официальный канал Вашего ведомства.
С уважением,
Верхова Н.Д.
14.08.2018