На что способен Минюст

Новые Правила внутреннего распорядка для мест лишения свободы, безусловно, прорыв для Минюста. Но расслабляться рано. По-прежнему сохраняются параметры, логичные только для разработчиков. Восторги по поводу «новых правил» сильно преувеличены. А обоснования этих восторгов лежат в плоскости незнания как старого текста, так и нового.

Но сначала хорошее: самое главное — можно было направлять замечания и предложения не только неофициальным путем, но и при открытом обсуждении документа. Это непривычно, поэтому — мало кто воспользовался. Очень многие замечания приняты. Относительно непринятых — частично виню и себя — недоучла мировоззрение параллельного мира — надо было подробнее обосновывать.  Потому что разумных обоснований к отклонению замечаний не приведено. Конечно, до адекватной работы с замечаниями Минюсту ещё работать и работать. Особенно забавляет, когда в ответ на замечание к пункту Правил ответ такой: «В соответствии пунктом проекта Правил…» и воспроизводится то, что требует исправления. Школа отписок не пропадает.

Расскажу про новые правила для СИЗО. Документ целиком содержит правила и для осужденных.

Безусловно, один из главных выводов: надо инициировать изменение того самого 103-ФЗ — он ограничивает серьезные изменения ПВР. И второй главный вывод: разработку ПВР должны осуществлять люди, никогда не служившие во ФСИН. Скажу так: логика отношения  к людям внутри ФСИН никогда не отличалась пониманием Конституции.

Теперь немного детальности:

  • — правила по-прежнему не касаются обращения с обвиняемыми конвоя и судебных приставов. У них — остается своя логика и свои инструкции, часто противоречащие ПВР. Конвоем придется заниматься отдельно.
  • — по-прежнему образование недоступно для всех, кроме несовершеннолетних, что, конечно, противоречит Конституции, но зато согласуется с 103-ФЗ.
  • — слишком часто встречающееся в тексте «при наличии технических возможностей» — не обязывает ФСИН к изменениям. Телефонные звонки могут остаться в том же проблемном поле.
  • — радость по поводу разрешения аудиокниг не разделяю, поскольку прописано «состоящие на балансе СИЗО и предоставленные им во временное пользование администрацией СИЗО в качестве дополнительной платной услуги». Реализация этой процедуры может занять значительное время. Интересны объяснения Минюста по этому поводу: «Покупка таких технических устройств подозреваемыми и обвиняемыми в  торговой сети, а также их поступление от родственников и иных лиц не позволяет администрации СИЗО обеспечить достижения целей содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых.» В связи с эти очень захотелось выяснить — как Минюст понимает цели содержания под стражей.
    И на аудиоплеер так и не решились. К сожалению.
  • — Оборудование двориков спортинвентарем тоже «при наличии возможности». Объяснение Минюста: «Формулировка «при наличии возможности» обусловлена различной степенью финансирования СИЗО в субъектах Российской Федерации. «
  • — Очень понравилось, что сотрудники обязаны представляться. Не всё же им придираться.
  • — Есть откровенно смешные пояснения. Например: «Подпунктом 27.5 пункта 27 приложения № 1 к проекту ПВР СИЗО предусмотрено, что предметы для уборки камеры также могут быть использованы для уборки прогулочного двора.» Вот интересно, служители Минюста тоже одной шваброй и дома и на улице подметают?
  • — Ещё из информации к размышлению. Написала в замечаниях, что бачок для питьевой воды — атавизм для СИЗО. Получила ответ: «Согласно позиции Генеральной прокуратуры Российской Федерации камера в СИЗО должна быть оборудована бачком для воды.» Думаю, что, раз позиция Генеральной прокуратуры про СИЗО такая детальная, стоит над ней поработать.
  • — Добавили, наконец, нитки и точилки для карандашей. Смешно, что цветных карандашей разрешили только 6. Чтобы радугу не рисовали?))
  • — Не решились разнести по разным предложениям ограничения по весу посылок и передач, сославшись, опять же на 103-ФЗ. В данном случае, на мой взгляд, неправомерно. Этот пункт, допускающий двоякое толкование оставлен для дальнейших конфликтов.
  • — Оставили странное ограничение для родственников на вес заказываемых продуктов в магазине СИЗО. При этом сам обвиняеиый может заказать в этом магазине без ограничения. Смысл насаждения этих сложностей не очень понятен. Ну разве что смысл в прогоне денег через счет обвиняемого и бесконтрольный отказ в покупках.
  • — Переписка с адвокатами по-прежнему подлежит цензуре. Мешает 103-ФЗ.
  • — Не решились обозначить в Правилах норму площади прогулочных дворов. 6 кв. м на человека. Опять прикрылись 103-ФЗ.
  • — Конфликтное положение об одновременном выводе всех из камеры на прогулку так и оставили. Это как раз пункт, который, видимо, просто не поняли — насколько он проблемный.
  • — Безусловно, пункт 196, с ограничением процедуры предоставления телефонного звонка до пяти дней — это прорыв. И даже без особых оговорок.
  • — всё еще нельзя звонить адвокату без прослушки и без разрешения следователя. Без комментариев. Про продолжительность звонка Минюст вообще меня не понял. Как и я их не поняла — при чем тут наличие средств для звонка на счету обвиняемого, которым они мотивируют необходимость процедуры согласования звонка с начальником СИЗО. Звонки — отдельный бизнес отдельных структур.
  • — В карцере можно теперь работать с материалами уголовного дела. Это важно и хорошо. А вот переписка по-прежнему запрещена из-за 103-ФЗ.

Главный спор пока завершился победой Минюста. По-прежнему есть список разрешенных вещей разной степени спорности. Аргументы про Конституцию и цели содержания под стражей пока не доходят до понимания. Но кое-что всё-таки получилось. Теперь не предусмотрено ограничение одежды и обуви, которые могут иметь при себе подозреваемые и обвиняемые, за исключением рубашек, брюк, платья, юбок, шорт, свитеров, для которых установлено количество не более 2 штук.  Так же не ограничивается количество обуви. Зато  удалось выторговать два комплекта термобелья , а носков аж 8 пар. 🙂

Не разрешили ирригатор. Причем с дурацим абсолютно обоснованием — ссылков на пожарную безопасность и электрические сети. Возникает вопрос: Минюст вообще ирригатор когда-нибудь видел? Или воспринимает этот прибор как… особо мощный утюг? 🙂 Соответственно запрещены и фонарики с настольными лампами по той же причине. Продолжим дискутировать на эту тему. Людям с зубными протезами для надлежащей гигиены необходим ирригатор. Это не роскошь, а возможность не потерять зубы, особенно в условиях сложностей со стоматологическим лечением в СИЗО. А уж про недостаток освещения для чтения уже сколько всего сказано.

Ну и мелкие гадости от новых правил:

  • — Разрешено только одну сумку — прямо прописано словами. Аргумент, что 50 кг в одну сумку не поместится — проигнорирован.
  • — Разрешено только 4 (четыре!!!) тетради. Причем это ограничение появилось только в окончательной редакции — не было возможности им объяснить глупость этого ограничения. Это как… если бы в компе разрешили создавать только 4 вордовских документа. И всё. Как хочется сказать — фсин из людей полез на этой цифре. Клейкие стикеры разрешили, а вот копирка — слишком опасный для Минюста предмет. Может, им проще уже принтер разрешить будет? 🙂
  • — Пододеяльник — недопустимая высота цивилизации: «Пододеяльник не предусмотрен действующей редакцией ПВР СИЗО, введение дополнительной нормы нецелесообразно.»
  • — С набором игр уперлись намертво. Только шашки, шахматы, домино, нарды. Слишком взрослые разработчики?
  • — Коврик для йоги не разрешили: «… по информации ФСИН России, площадь камеры (4 квадратных метра на 1 подозреваемого или обвиняемого) и расположение в ней камерной мебели не позволяют обеспечить подозреваемым и обвиняемым возможность занятия спортом с использованием гимнастического коврика.» Сейчас такие строгие законы принимают, что не позволяет мне должным образом откомментировать эту позицию. 🙂 Причем так же они обосновали и невозможность любых других спортпринадлежностей, даже эспандеров.
  • — фен и утюг понимаете почему нельзя? «Невозможность выдачи подозреваемым и обвиняемым фена и утюга во временное пользование обусловлена техническим состоянием камер СИЗО. Использование указанных электрических приборов потребует выделение дополнительных ассигнований для оборудования соответствующих требованиям электрических сетей необходимой мощности.»

Это если кратенько. Работу по формированию новых правил, конечно, следует продолжать. Огромное уважение тем людям, которые отправляли Минюсту замечания. Неравнодушие общества к содержанию заключенных — главная защита от неограниченной власти фсин.

Берегите себя.

Метки: , ,